Центральный административный округ

Проект или исследование?

1. По определению

Проект — это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования..."

Таким образом, проект создает то, чего ещё нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

2. По цели

Цель проектной деятельности — реализация проектного замысла, получение проектного продукта, объекта, который можно употребить (использовать).

Цель исследовательской деятельности — уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей ит.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

3. По наличию гипотезы

Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, практико-ориентированные).

Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

4. По этапам исследования

Основные этапы проектной деятельности:

  • определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, Цель любого проекта — решить проблему проекта;
  • постановка задач проекта, ривеи на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достич цели проекта?" Обсуждение возможных вариантов решения, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
  • выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
  • подготовка и защита проекта.Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы исследования:

  • формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;
  • выдвижение гипотезы;
  • постановка цели и конкретных задач исследования;
  • определение объекта и предмета исследования;
  • выбор методов и методики проведения исследования;
  • описание процесса исследования;
  • обсуждение результатов исследования;
  • формулирование выводов и оценка полученных результатов.

5. По продукту

Проект — это замысел, план, творчество по плану.

Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата (проектного продукта).

Исследование — процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Исследование — это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.


Видеоматериалы по данной теме смотрите на сайте https://olymp.hse.ru/projects/video