1. По определению
Проект — это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования..."
Таким образом, проект создает то, чего ещё нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.
Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
2. По цели
Цель проектной деятельности — реализация проектного замысла, получение проектного продукта, объекта, который можно употребить (использовать).
Цель исследовательской деятельности — уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей ит.п.
Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
3. По наличию гипотезы
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, практико-ориентированные).
Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
4. По этапам исследования
Основные этапы проектной деятельности:
Этапы исследования:
5. По продукту
Проект — это замысел, план, творчество по плану.
Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата (проектного продукта).
Исследование — процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Исследование — это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.
Видеоматериалы по данной теме смотрите на сайте https://olymp.hse.ru/projects/video