Руководители школ сошлись во мнении, что в процессе слияния важно, чтобы каждая школа смогла поделиться своими возможностями, ресурсами, наработками как внутри педагогического коллектива, так и с семьями учащихся здесь детей.
— В одном здании у нас работает одно направление, допустим, физмат. В другом — другое, допустим, биохим. И сейчас этот опыт можно распространить на весь объединенный коллектив и понять, насколько такие направления востребованы, — подчеркнула Анна Вахнеева.
— Наш лицей был создан в 1989 году, когда стало понятно, что городу нужны инженеры, — продолжила мысль коллеги Наталия Рахимова. — Но в процессе учебы стало понятно, что дети имеют разные наклонности, и, с вводом ЕГЭ, они стали выбирать не только профильные предметы, но и химию, обществознание, литературу. В лицей с просьбой о поступлении стали приходить дети из соседних немецкой и французской школ, понимая, что голый иностранный язык — это не специальность. Нужен, к примеру, инженер со знанием иностранных языков. Детские сады находятся тоже рядом, и после детсада дети зачисляются в школу автоматически. Родители пошли на это охотно, потому что они увидели перспективу: ребенок закончил начальную школу, поступил в 5-й класс, определился с предметами, и дальше он знакомится с профессией и целенаправленно ею занимается.
Руслан Ткаченко в свою очередь сообщил, что родители сначала отнеслись к затее с объединением школ скептически, поскольку посчитали, что в его основе лежит попытка сэкономить бюджетные деньги за счет сокращения рабочих мест в школах.
— У нас новый Закон об образовании подразумевает возможность сетевого обучения. И мне не нужно быть «привязанным» к какой-то школе по территориальному признаку, — пояснил Ткаченко. — С моим средним ребенком мы выбрали школу не ту, что нам ближе, а ту, в которой интереснее преподают биологию.
Заниматься же физкультурой дочь ходит в совершенно другую школу. Основная претензия к директорам объединений, по мнению Руслана, заключается в том, что слияние подразумевает значительное расширение функционала директора.
В связи с этим у него теперь гораздо меньше времени на обучение детей. Хотя тот факт, что новое решение позволило поднять зарплату преподавателям, Руслан признал позитивным.
Директора кардинально не согласились с тем, что объединение учебных заведений направлено на решение финансовых вопросов. Они напомнили о том, что объем финансирования не изменился, просто бюджеты школ сложились и дальше перераспределяются внутри заведения. А вот с тем, что школе нужны эффективные управленцы, гости согласились единодушно.
— Именно объединение позволило нанять команду профессиональных менеджеров, — подчеркнула Анна Вахнеева. — У меня сегодня работает инженер, который строил олимпийский Сочи. Раньше о специалисте такого уровня я и мечтать не могла! Юлия Лысая в свою очередь обратила внимание на то, что школа оказывает дополнительные образовательные услуги. И их сегодня заказывают родители, в зависимости от потребностей конкретного ребенка. В объединенных школах накапливается определенная сумма денег, которую, в зависимости от потребностей детей, можно использовать для создания кружков и найма нужных преподавателей-предметников.
Представители родительской общественности согласились с директорами, что во многом итоги реструктуризации положительные. Директора же напомнили, что каждый ребенок выбирает то направление обучения, которое в школе преподавал лучший учитель.
Поэтому объединение учебных заведений позволяет сохранить замечательные учительские кадры, которыми сильна любая школа.
— Надеюсь, что этап глобальных страхов мы перешагнули, — подытожила Алексеева.
СПРАВКА
Первые объединения школ начались в Москве еще в 1990-х годах. Массовые укрупнения стали появляться в 2011 году, с внедрением московским Департаментом образования пилотного проекта. Главная идея заключалась в том, чтобы помочь каждому ребенку выявить индивидуальные способности и развить их. Для этого, по мнению департамента, не горожане должны бегать по Москве в поиске качественного образования, а образование обязано прийти туда, где люди живут. Была принята равная норма финансирования для всех школ — участников пилотного проекта. То есть теперь школа стала получать деньги на каждого ученика и сама решать, какие у нее приоритеты.
Одним из плюсов образовательных комплексов нового поколения является преемственность дошкольного и начального образования: дети, которые находятся в детском саду, будут переходить оттуда в первый класс, если это соответствует желаниям родителей. В первые классы могут приходить дети и из других школ, по электронной записи. Кроме того, проведенная реформа позволила повысить зарплату учителям и оптимально перераспределить их учебную нагрузку.
Автор: Алла Грибинюк