Сайт имеет высокое качество информационного наполнения и входит в зеленую зону общероссийского рейтинга сайтов образовательных учреждений.
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2013
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2014
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2015
Участник рейтинга 500 лучших школ России 2016
Участник Рейтинга школ, показавших высокие образовательные результаты в 2012-2013 учебном году.
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2013-2014 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2014-2015 учебном году
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Центральный административный округ

Объединенные усилия: вместе школы учат эффективнее

9 февраля в медиацентре «Вечерней Москвы» прошел круглый стол, посвященный первым итогам слияния столичных школ. Основные направления работы укрупненных образовательных учреждений обсудили член экспертно-консультативного совета Родительской общественности при Департаменте образования Москвы Юлия Лысая, председатель Московского городского родительского комитета Руслан Ткаченко, директор московского многопрофильного лицея № 1501 Наталия Рахимова и директор гимназии № 1517 Анна Вахнеева.

Руководители школ сошлись во мнении, что в процессе слияния важно, чтобы каждая школа смогла поделиться своими возможностями, ресурсами, наработками как внутри педагогического коллектива, так и с семьями учащихся здесь детей.

— В одном здании у нас работает одно направление, допустим, физмат. В другом — другое, допустим, биохим. И сейчас этот опыт можно распространить на весь объединенный коллектив и понять, насколько такие направления востребованы, — подчеркнула Анна Вахнеева.

— Наш лицей был создан в 1989 году, когда стало понятно, что городу нужны инженеры, — продолжила мысль коллеги Наталия Рахимова. — Но в процессе учебы стало понятно, что дети имеют разные наклонности, и, с вводом ЕГЭ, они стали выбирать не только профильные предметы, но и химию, обществознание, литературу. В лицей с просьбой о поступлении стали приходить дети из соседних немецкой и французской школ, понимая, что голый иностранный язык — это не специальность. Нужен, к примеру, инженер со знанием иностранных языков. Детские сады находятся тоже рядом, и после детсада дети зачисляются в школу автоматически. Родители пошли на это охотно, потому что они увидели перспективу: ребенок закончил начальную школу, поступил в 5-й класс, определился с предметами, и дальше он знакомится с профессией и целенаправленно ею занимается.

Руслан Ткаченко в свою очередь сообщил, что родители сначала отнеслись к затее с объединением школ скептически, поскольку посчитали, что в его основе лежит попытка сэкономить бюджетные деньги за счет сокращения рабочих мест в школах.

— У нас новый Закон об образовании подразумевает возможность сетевого обучения. И мне не нужно быть «привязанным» к какой-то школе по территориальному признаку, — пояснил Ткаченко. — С моим средним ребенком мы выбрали школу не ту, что нам ближе, а ту, в которой интереснее преподают биологию.

Заниматься же физкультурой дочь ходит в совершенно другую школу. Основная претензия к директорам объединений, по мнению Руслана, заключается в том, что слияние подразумевает значительное расширение функционала директора.

В связи с этим у него теперь гораздо меньше времени на обучение детей. Хотя тот факт, что новое решение позволило поднять зарплату преподавателям, Руслан признал позитивным.

Директора кардинально не согласились с тем, что объединение учебных заведений направлено на решение финансовых вопросов. Они напомнили о том, что объем финансирования не изменился, просто бюджеты школ сложились и дальше перераспределяются внутри заведения. А вот с тем, что школе нужны эффективные управленцы, гости согласились единодушно.

— Именно объединение позволило нанять команду профессиональных менеджеров, — подчеркнула Анна Вахнеева. — У меня сегодня работает инженер, который строил олимпийский Сочи. Раньше о специалисте такого уровня я и мечтать не могла! Юлия Лысая в свою очередь обратила внимание на то, что школа оказывает дополнительные образовательные услуги. И их сегодня заказывают родители, в зависимости от потребностей конкретного ребенка. В объединенных школах накапливается определенная сумма денег, которую, в зависимости от потребностей детей, можно использовать для создания кружков и найма нужных преподавателей-предметников.

Представители родительской общественности согласились с директорами, что во многом итоги реструктуризации положительные. Директора же напомнили, что каждый ребенок выбирает то направление обучения, которое в школе преподавал лучший учитель.

Поэтому объединение учебных заведений позволяет сохранить замечательные учительские кадры, которыми сильна любая школа.

— Надеюсь, что этап глобальных страхов мы перешагнули, — подытожила Алексеева.

СПРАВКА

Первые объединения школ начались в Москве еще в 1990-х годах. Массовые укрупнения стали появляться в 2011 году, с внедрением московским Департаментом образования пилотного проекта. Главная идея заключалась в том, чтобы помочь каждому ребенку выявить индивидуальные способности и развить их. Для этого, по мнению департамента, не горожане должны бегать по Москве в поиске качественного образования, а образование обязано прийти туда, где люди живут. Была принята равная норма финансирования для всех школ — участников пилотного проекта. То есть теперь школа стала получать деньги на каждого ученика и сама решать, какие у нее приоритеты.

Одним из плюсов образовательных комплексов нового поколения является преемственность дошкольного и начального образования: дети, которые находятся в детском саду, будут переходить оттуда в первый класс, если это соответствует желаниям родителей. В первые классы могут приходить дети и из других школ, по электронной записи. Кроме того, проведенная реформа позволила повысить зарплату учителям и оптимально перераспределить их учебную нагрузку.

Автор: Алла Грибинюк

[Ссылка на материал]